Сможет ли успех Saturn стать примером для других представителей традиционного маркетинга? Кто-то с сомнением качает головой. Многие открыто отвергают рецепты Saturn. General Motors явно продолжает полагаться на традиционную рекламу. Более поздние статьи Ad Age заявляют о несостоятельности маркетинговых подходов компании Saturn и утверждают, что замены традиционной рекламе по-прежне-му не существует. Автомобильные компании знают, как работать со своим типом покупателей, и их реклама вызывает в массах отклик. На самом деле они, скорее, не знают, как работать с этими покупателями. В начале 1998 года впервые за несколько десятков лет доля GM на американском рынке упала ниже отметки 30%, хотя после этого она вновь несколько увеличилась.
Определенное неприятие позиций Saturn со стороны журнала, пишущего о рекламе, в общем-то, вполне объяснимо. Но даже те, кто не имеет столь ярко выраженных личных интересов, не торопятся признавать за радикальным подходом права на существование. В 1994 году Джек Фэлви опубликовал в журнале Sales and Marketing Management статью, в которой выразил общее мнение противников такого подхода: Стремление привлечь покупателя... и купить себе высокое место в рейтинге удовлетворенности клиентов посредством любви и вложения крупных сумм в сервисное обслуживание не может быть поддержано. Фэлви приходит к заключению, что нет необходимости в том, чтобы изобретать вполне достойную альтернативу. Потрясающее заявление: опытный профессионал категорически отвергает самую знаменитую историю успеха автомобильной промышленности 90-х.
|